копия_РП_русский язык (русском)_3кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 3 класса разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, в соответствии с примерной программой по учебному предмету
«Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования, и ориентированы на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка на основе учебных пособий для 1–4
классов: Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова в соответствии с нормативноправовыми документами:
- Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ В.В.
Путиным 03 августа 2018 года, предусматривается изучение в школах русского языка не
только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской
Федерации (по заявлению родителей обучающихся).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 20192020 учебный год;
- Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год.
Цели и задачи
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. В то же время цели
курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику.
Цели учебного предмета «Русский родной язык»:
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете
– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;

Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся,
обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Рамки
урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют
ответить на многие вопросы, интересующие детей.
В настоящее время — в период модернизации учебного процесса, в период перехода
школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом
его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не
только программного материала.
Новые пособия познакомят школьников с родным языком, как гибким и
развивающимся явлением, а также сделают уроки незабываемыми и
захватывающими. Учебно-методический комплект «Русский родной язык» откроет
учащимся 1-4 классов о духовной, нравственной и культурной ценности такого
уникального явления, как русский язык. Проектная и исследовательская работа,
сопровождающая курс, откроет творческий потенциал, обогатит культуру речи и
значительно увеличит интеллектуальный багаж современных школьников.
В основе нового УМК лежат три содержательных блока.
В рамках направления «Язык и культура» учащийся узнает тесную связь языка с
историей и культурой своего народа, научится речевому этикету и овладеет азами
межнационального общения.
Блок «Культура речи» научит необходимым лингвистическим навыкам и бережному
использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третья часть комплекта - «Речь. Речевая деятельность. Текст» показывает, как
развить имеющиеся навыки и умения использования языка в повседневности, а также
сделать свою устную и письменную речь содержательной и насыщенной.
Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к
использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения
развивающегося
обучения,
нуждаются
в
определенной
корректировке
и
усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на
факультативных занятиях учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к
обучению родному языку учащихся 3 класса, помочь познать им тайны русской речи и
практически овладеть ею.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается
следующими доводами:
-соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность,
наглядность, занимательность изучаемого материала.
-тексты разнообразны по содержанию, безупречны в языковом отношении;
-занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу,
что особенно актуально в наше время;
Решению этой задачи служат:
- многообразие видов и форм работ по языковому материалу;
- занимательные и обучающие игры;
- работа со словарями разных видов;

- обучение умению находить различными способами ответы на вопросы;
- анализировать слово, предложение, текст;
- обучение элементам исследования слова.
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. В то же время цели
курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского родного языка отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.
Наименование учебной литературы
1. Школьный орфографический словарь русского языка. Редакторы: Н.А. Славгородская,
Е.В. Захаревич, изд. «Виктория плюс»2011Г.
2. Л. В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь 2 части. Изд.
РОСТ, 2019
3. М.И. Кузнецова. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. Русский язык. Москва,
Санкт-Петербург «Просвещение», 2015
4. Все виды разбора по русскому языку. Автор Дорофеева Г.В. Издательство ЭСКМО.
2012
5. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. Т.Л. Фёдорова. Издательсво.
Москва. ЮНВЕС. 2016 г.
Интернет-ресурсы
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В третьем классе личностными результатами изучения предмета «Русский родной
язык» являются следующие умения:
 осознавать роль языка в жизни и речи людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи;
 выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа
правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического
обучения.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в совместной работе класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения, оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного
чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему
с помощью учителя и записывать
 делить слова на части для переноса;
 писать под диктовку слова, предложения, текст из 40-50 слов, писать на слух без
ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
 находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;





обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о
чем говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

Обучающийся получит возможность научиться:
 правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,
различать ударные и безударные слоги;
 производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков
в двусложных словах; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять
написанное, сравнивать с образцом;
 видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
 писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых
ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце
слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать
предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с
изученными орфограммами;




находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные
суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и
приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после
его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир общения. Повторяем – узнаем новое (1ч.)
О словах разнообразных, одинаковых и разных.
Блок «Язык и культура» (3 часа) позволит раскрыть взаимосвязь языка с историей и
культурой народа, позволит выявить общее и специфическое в языках и культурах
народов России и мира, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета, а также
познакомит с культурой межнационального общения.

Блок «Культура речи» (2 часа) ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, практическое овладение соответствующими лингвистическими навыками,
повышение речевой культуры подрастающего поколения.
Содержание блока «Речь. Речевая деятельность. Текст» (8 часов) направлено на
совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения.
Таким образом, представляемые издательством пособия УМК «Русский родной язык» для
1–4 и 5–9 классов позволят сформировать у учащихся представление о языке как о живом
развивающемся явлении, имеющем духовную, нравственную и культурную ценность. При
этом особое внимание в рамках курса будет уделяться практическому компоненту:
формированию у школьников коммуникативных навыков, совершенствованию культуры
речи, а также проектной и исследовательской работе, способствующей развитию
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленн
имена существительные. Род и число имен существительных.
Склонение имен существительных.Местоимение. Формы местоимений. Употребление местоимений
речиГлагол. Изменение глаголов по временам.Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по числам. НЕ с глаголами.
Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Многозначные слова. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение.
Главные члены предложения. Предложения с однородными членами
Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам
Хорошо ли ты знаешь русский язык? (3 часа)
Добрый волшебник Ударение.
Ее величество Морфология.Морфологические разборы
Игра «Язык родной, дружи со мной».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
урока

Тема урока
план

1.

Мир общения. Повторяем – узнаем новое (1ч.)
О словах разнообразных, одинаковых и разных.
Язык и культура (3ч.)

2.

Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

3.

Многозначные слова. Слово и его значение.
Словосочетание. Предложение.

4.

Главные члены предложения. Предложения с
однородными членами.
Культура речи (2ч.)

5.

Вот они, родные – однокоренные!

6.

Приставка. Суффикс. Окончание слова. Основа слова.
Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)

7.

Части речи. Имя существительное. Собственные и
нарицательные.

8.

Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Род и число имен существительных.

9.

Склонение имен существительных.

10.

Местоимение. Формы местоимений. Употребление
местоимений в речи.

11.

Глагол. Изменение глаголов по временам.

12.

Неопределенная форма глагола.

13.

Изменение глаголов по числам. НЕ с глаголами.

14.

Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных
по родам и числам и падежам.
Хорошо ли ты знаешь русский язык? (3ч)

15.
16.

Добрый волшебник Ударение.
Ее величество Морфология. Морфологические разборы.

факт

17.

Игра «Язык родной, дружи со мной».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».