ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. М.: Просвещение, 2014г. в соответствии с нормативноправовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями . Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год; Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год; - Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год. Общая характеристика Изучение русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идѐт параллельно с обучением чтению с учѐтом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трѐх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Цели обучения: создать условия для формирования: ключевых компетенций через освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; компетенций личностного саморазвития через развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь; коммуникативной компетентности через формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса; социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно; компетентности сохранения и укрепления собственного здоровья через выполнение режима дня и соблюдения гигиены. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Место учебного предмета в учебном плане: Учебный предмет «Русский язык» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1 классе в общем объеме 132 часов (4 часа в неделю, 33 учебных недели). С целью выполнения требований учебных программ по русскому языку в 1 классе обязательный учебный предмет «Русский язык» дополнен 1 часом из части, формируемой участниками образовательных отношений. Итого 5 часов в неделю, всего 165 часов. В связи с праздничными днями 24.02.2020г., 09.03.2020г, 01.05.2020г, 04.05.2020г. 05.05.2020г, 11.05.2020г в 2019-2020 учебном году учебный предмет «Русский язык» в 1 классе будет реализован за 159 часов. Программа реализуется за счѐт уплотнения материала по темам «Текст, предложение, речь» на 2 часа, «Звуки и буквы» на 4 часа. Наименования учебной литературы: 1.Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык 1 класс. М. Просвещение, 2018г. 2.Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2016г. 3.Канаина В.П.Русский язык. 1 класс. Методическон пособие с поурочными разработками М.: Просвещение 2018г. 4.Канакина В.П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ.–М.: Просвещение, 2015г. 5.Канакина В. П., Щѐголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ 1—2 классы. — М.: Просвещение, 2018г. 6.Канакина В.П. Русский язык. Проверочные работы. 1класс.М.: Просвещение 2018г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определѐнному этапу урока), с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; - высказывать своѐ предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведѐнные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; - понимать текст, опираясь на содержащую в нѐм информацию, находить в нѐм необходимые факты, сведения и другую информацию; - преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); - осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; - задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» обучающиеся научатся: -называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); -вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы; - соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке; -четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; -выделять предложения, слова из потока речи; -правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесѐнных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; -при письме букв выбирать их соединение с учѐтом начертания следующей буквы; -выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (гласный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твѐрдый / мягкий, звонкий / глухой); -строить модель слогового и звукового состава слова; -оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом. - под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания; - различать слово и предложение; -правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке; -правильно обозначать твѐрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’]; -обнаруживать в словах изученные орфограммы; -правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец -точкой; -обозначать пробелами границы слов; -писать большую букву в собственных именах; - соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву); -правильно писать ударные слоги жи—ши, ча—ща, чу—шу; - писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова; - не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.; - списывать текст и писать текст под диктовку учителя. К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся получат возможность научиться: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста); -обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твѐрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях; - правильно писать изученные слова с удвоенными согласными; -под руководством учителя осуществлять проверку написанного; - составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста); - выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и правописанием; -писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающиеся научатся: - понимать различие между звуками и буквами; - устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; - различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; - определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; - различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; - различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; - различать непарные твѐрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; - различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; - обозначать ударение в слове; - правильно называть буквы русского алфавита; - называть буквы гласных как показателей твѐрдости-мягкости согласных звуков; - определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. Обучающиеся получат возможность научиться: - наблюдать над образованием звуков речи; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ѐлка; - определять функцию букв е, ѐ, ю, я в словах типа клѐн, ѐлка и др.; - обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый; - располагать заданные слова в алфавитном порядке; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель; - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.); - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определѐн орфоэпическим словарѐм в учебнике). Лексика Обучающиеся научатся: - различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник); - определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; - классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); - определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, словаизвинения, слова-благодарения). Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать слово как единство звучания и значения; - осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря; - различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие); - на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов; - иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; - подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач. Морфология Обучающийся получит возможность научиться: - различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); - соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; - соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; - соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; - различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Синтаксис Обучающийся научится: - различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; - выделять предложения из речи; - соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; - определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; - соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; - составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме); - составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»); - писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы. Обучающийся получит возможность научиться: - определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; - устанавливать связь слов в предложении; - сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания: - раздельное написание слов в предложении; - написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением; - отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, именах собственных; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; б) безошибочно списывать текст объѐмом 20 – 25 слов с доски и из учебника; в) писать под диктовку тексты объѐмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами. Обучающийся получит возможность научиться: - определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; - писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); - писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); - применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; - пользоваться орфографическим словарѐм в учебнике как средством самоконтроля. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 обучающимся 1 классов отметка не выставляется. В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве отметки любую знаковую символику. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио. Особенности организации контроля по русскому языку Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе. Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочѐта. Уровню Выше среднего развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией, ученик допускает исправления , 1-4 негрубых недочета. Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочѐта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочѐта. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочѐтов относятся: - частичные искажения формы букв; - несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; - наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв; - выход за линию рабочей строки, недописывание до неѐ; - крупное и мелкое письмо; - отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. Уровню выше среднего развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо 1-2ошибок и 1-3 недочетов как по текущему, так и по предыдущему материалу. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 6 и работы не содержат более 5-7 недочѐтов. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок без ошибок и недочѐтов превышает указанное количество. Форма фиксации учебных достижений обучающихся при безотметочной системе обучения «+»– хорошо знает и может применить на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика; «+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки; «» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь; «–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок; «!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки. Лист индивидуальных достижений (письмо) ФИ…………………………………………… Компетенция Копированиеслов Размербукв Наклонбукв Формабукв Соединение Пробелы Знаниестрочныхписьменныхбукв Знаниезаглавныхписьменныхбукв Списывание с письменноготекста Списывание с печатноготекста Письмонаслух Аккуратность в письменнойработе Употребление заглавной буквы в начале предложения Употребление заглавной буквы в именах собственных Буквосочетанияча-ща Буквосочетаниячу-щу Буквосочетанияжи-ши 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение письму. Добукварный период Знакомство с правилами гигиены письма. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлѐй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у. Букварный (основной) период Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы З, з.Строчная и заглавная буквы Б, б. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Г,г. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. Буква ь. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Строчная буква ѐ. Заглавная буква Ё. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х .Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчные буквы ь, ъ. Написание слов с изученными буквами. Письмо элементов заглавных букв. Письмо элементов заглавных букв. Письмо изученных букв, слогов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчные и заглавные буквы О, о, Э, э. Строчные и заглавные буквы И, и, ы. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы У, у. Строчные и заглавные буквы Е,е, Ё,е. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Развитие устной речи. Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Общие речевые навыки( неторопливый темп , ритм речи, правильное речевое дыханию, умеренная громкость. Произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Послебукварный период Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Правописание безударные гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. Правописание жи-ши . Правописание ча-ща, чу-щу . Правописание чк-чн, щн Правописание чк-чн, щн. Письмо слов, имеющих одинаковую концовку. Письмо слов со сложной слоговой структурой .Запись предложений по зрительной памяти. Наша речь Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. Текст, предложение, диалог. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Слова, слова, слова… Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Ударение. Слово и слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Деление слов на слоги. Ударение .Деление слов на слоги. Звуки и буквы Развитие речи. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в слове. Развитие речи. Составление развѐрнутого ответа на вопрос. Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки безударного гласного звука. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Твѐрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твѐрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ѐ, ю, я, ь. .Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука .Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного звука на конце слова. Способы проверки парного согласного звука. Развитие речи. Работа с текстом. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: ж, ш, ч, щ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Работа с орфоэпическим словарѐм. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, географических названиях, кличках животных. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Тема урока Добукварный период(18ч) Знакомство с прописью, с правилами гигиены письма. Рабочая строка. Строка и межстрочное пространство. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо длинных прямых наклонных линии с закруглением вверху и внизу. Письмо коротких наклонных прямых с закруглениями вверху и внизу. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо длинных наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Строчная буква а. Заглавная буква А. Строчная и заглавная буквы о, О. Письмо изученных букв Строчная буква и заглавная буква и. И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы у ,У . Букварный период (72ч) Строчная буква н. Заглавная буква Н. Строчная и заглавная буквы с, С. Строчная и заглавная буквы с, С. Строчная буква к. Заглавная буква К. Письмо слогов и слов. Написание предложений. Строчная буква т. Заглавная буква Т. Строчная буква л. Заглавная буква Л. Письмо слогов и слов. Написание предложений. Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная буква в. Заглавная буква В. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буква е. Заглавная буква Е. Строчная буква п. Дата план факт 02.09 03.09 04.09 05.09. 06.09 09.09 10.09 11.09 12.09 13.09 16.09 17.09 18.09 19.09 20.09 23.09 24.09 25.09 26.09 27.09 30.09 01.10 02.10 03.10 04.10 07.10 08.10 09.10 10.10 11.10 14.10 15.10 16.10 17.10 18.10 21.10 22.10 23.10 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 Заглавная буква П. Оформление границ предложений. Строчная буква м. Заглавная буква М. Строчная буква з. Заглавная буква З. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буква б. Заглавная буква Б. Строчная буква д. Заглавная буква Д. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буква я. Заглавная буква Я. Письмо слогов, слов. Написание предложений Строчная буква г. Заглавная буква Г. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буквач, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Буква ь – знак мягкости. Буква ь в середине слова. Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук. Строчная и заглавная буквыж, Ж,обозначающая твердый согласный звук. Строчная и прописная буквыж, Ж. Написание слов с сочетанием жи. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буква ѐ. Заглавная буква Ё. Строчная буквай. Слова с буквой й. Строчная буква й. Слова с буквой й. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буква х. Заглавная буква Х. Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буквац, обозначающая твердый согласный звук. Заглавная букваЦ, обозначающая твердый согласный звук. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная буква э. 24.10 25.10 28.10 29.10 30.10 31.10 01.11 11.11 12.11 13.11 14.11 15.11 18.11 19.11 20.11 21.11 22.11 25.11 26.11 27.11 28.11 29.11 02.12 03.12 04.12 05.12 06.12 09.12 10.12 11.12 12.12 13.12 16.12 17.12 18.12 19.12 20.12 23.12 24.12 25.12 26.12 27.12 13.01 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 Заглавная букваЭ. Работа с деформированным предложением. Строчная букващ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. Заглавная букваЩ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Строчная букваф. Заглавная букваФ. Буквы ь, ъ. Функция букв. Буквы ь, ъ. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Письмо слогов, слов. Написание предложений. Послебукварный период (16ч) Деформированный текст. Предмет и слово. Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Действие и слово. Слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать? Признак и слово. Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Слово – имя собственное. Диктант по теме «Безударные гласные в корне». Основа предложения (подлежащее и сказуемое). Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в предложении. Правописание жи – ши , ча – ща, чу – щу, чк – чн, щн. Проверочное списывание по теме «Заглавная буква в именах собственных». Наша речь (2ч) Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная и письменная речь. Текст, предложение, речь (3ч) Текст и предложение. Диалог. Предложение. Слова,слова,словаю…(6ч) Роль слов в речи. Классификация и объединение слов в тематические группы. Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Проект «Вежливые» слова. Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. Слово и слог.Ударение(7ч) Слог как минимальная произносительная единица. 14.01 15.01 16.01 17.01 20.01 21.01 22.01 23.01 24.01 27.01 28.01 29.01 30.01 31.01 03.02 04.02 05.02 06.02 07.02 17.02 18.02 19.02 20.02 21.02 25.02 26.02 27.02 28.02 02.03 03.03 04.03 05.03 06.03 10.03 11.03 12.03 13.03 16.03 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 Деление слов на слоги. Перенос слов. Повторение по теме «Перенос слов». Ударение (общее представление). Ударные и безударные слоги. Упражнение в определении ударения в словах. Звуки и буквы(34ч) Чем отличаются звуки от букв? Повторение по теме «Звуки и буквы». Русский алфавит, или Азбука. Русский алфавит, или Азбука.Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки и буквы. Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в словах. Буквы е, ѐ, ю, яи их функции в словах. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. Обозначение безударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. Слова с буквами Ии Й. Твѐрдые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твѐрдости – мягкости согласные звуки. Парные и непарные по твѐрдости – мягкости согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. Правописание парных согласных звуков на конце слов. Контрольный диктант за курс 1 класса. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ. Заглавная буква в словах. Проект «Сказочная страничка». Повторение по теме «Звуки и буквы». 17.03 18.03 19.03 20.03 30.03 31.03 01.04. 02.04. 03.04. 06.04. 07.04. 08.04. 09.04. 10.04. 13.04. 14.04. 15.04. 16.04. 17.04. 20.04. 21.04. 22.04. 23.04. 24.04. 27.04. 28.04. 29.04. 30.05. 06.05. 07.05. 08.05. 12.05. 13.05. 14.05. 15.05. 18.05. 19.05. 20.05. 21.05. 22.05.