ПОЛОЖЕНИЕ о школьной библиотеке

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Марьевская средняя общеобразовательная школа
I. Общие положения
1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», и «о библиотечном деле», на основании
приказа от 1 марта 2004г. №2/2 «Об основных направлениях совершенствования
деятельности библиотеки учреждений общего образования РФ»
2. Библиотека является структурным подразделением МБОУ Марьевской СОШ,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе МБОУ Марьевской СОШ.
4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных, образовательных программ.
5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями
Уставом школы, Положением о библиотеке утвержденным директором школы.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и
Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором
школы.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
9. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002
года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается
наличие экстремистских материалов, призывающихся к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих
необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды
руководителей национал-социалистической работы партии Германии, фашистской
партии Италии, публикаций, основывающих или оправдывающих национальное и
расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или
иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какойлибо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от
25.07.2002г. №114-ФЗ относиться:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
2

В библиотеке имеется Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
II. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся— доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и
иных носителях;
2. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов.
3. Воспитание у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры
чтения, умения пользоваться библиотекой. Привития школьникам потребности в
систематическом чтении литературы для развития творческого мышления,
познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ.
III. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы;
 Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации;
 Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
2. Создает информационную продукцию;
 Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 Организует и ведет справочно-библиографический аппарат;
 Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, отдел учебников и
отдел методической литературы по предметам.
2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
3

 гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
 необходимыми служебным помещением в соответствии со структурой библиотеки и
нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой
влажности,
запыленности
помещения, коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой.
4.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
5.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
6.Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка школы.
V. Организация работы
1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
3.Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и уставом школы.
4.Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического
коллектива и
входить в состав педагогического совета общеобразовательного
учреждения.
5.Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение
следующие документы:
 Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
 Планово-отчетную документацию;
VI. Права и обязанности библиотеки
Библиотекарь имеют право:
1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;
2.Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
3.Определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы и по согласованию с родительским комитетом виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
4. Иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
5.Быть представленными к различным формам поощрения;
VII.Библиотекарь обязан
1.Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
2.Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
3.Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
4

4.Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
5.Ежеквартально проводить сверку библиотечного фонда с регулярно пополняющимся
Федеральным списком экстремистских материалов;
6.Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
7.Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
8.Обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
9.Отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
10.Повышать квалификацию.
VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
1.Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
2.Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
3.Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4.Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
5.Продлевать срок пользования документами;
6.Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7.Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
IX. Пользователи школьной библиотеки обязаны
1.Соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
2.Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
3.Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
4.Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
5.Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1 класса);
6.Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
7.Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования школьной библиотекой;
8.Полностью рассчитываться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
X. Порядок пользования школьной библиотекой
1.Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке,
родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
2.Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производиться ежегодно;
3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
4.Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.

5

XI. Порядок пользования абонементом
1.Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
2.Максимальные сроки пользования документами:
 Учебники, учебные пособия — учебный год;
 Научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;
 Периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
3.Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
XII. Порядок пользования читальным залом
1.Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
2.Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
XIII. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке
1.Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
2.Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
3.По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;
4.Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».