1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марьевская средняя общеобразовательная школа I. Общие положения 1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «о библиотечном деле», на основании приказа от 1 марта 2004г. №2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотеки учреждений общего образования РФ» 2. Библиотека является структурным подразделением МБОУ Марьевской СОШ, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе МБОУ Марьевской СОШ. 4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных, образовательных программ. 5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Уставом школы, Положением о библиотеке утвержденным директором школы. 6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. 9. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается наличие экстремистских материалов, призывающихся к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической работы партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, основывающих или оправдывающих национальное и расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какойлибо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. №114-ФЗ относиться: а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; б) материалы авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; 2 В библиотеке имеется Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. II. Основные задачи Основными задачами школьной библиотеки являются: 1. Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. 3. Воспитание у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой. Привития школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ. III. Основные функции Для реализации основных задач библиотека: 1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы; Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; 2. Создает информационную продукцию; Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; Организует и ведет справочно-библиографический аппарат; Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); 3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: 3 гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; необходимыми служебным помещением в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой. 4.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 5.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы. 6.Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. V. Организация работы 1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 3.Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 4.Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; Планово-отчетную документацию; VI. Права и обязанности библиотеки Библиотекарь имеют право: 1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; 2.Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 3.Определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; 4. Иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; 5.Быть представленными к различным формам поощрения; VII.Библиотекарь обязан 1.Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; 2.Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; 3.Обеспечить научную организацию фондов и каталогов; 4 4.Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; 5.Ежеквартально проводить сверку библиотечного фонда с регулярно пополняющимся Федеральным списком экстремистских материалов; 6.Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; 7.Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; 8.Обеспечивать режим работы школьной библиотеки; 9.Отчитываться в установленном порядке перед директором школы; 10.Повышать квалификацию. VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки Пользователи библиотеки имеют право: 1.Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 2.Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 3.Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 4.Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; 5.Продлевать срок пользования документами; 6.Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 7.Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. IX. Пользователи школьной библиотеки обязаны 1.Соблюдать правила пользования школьной библиотекой; 2.Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; 3.Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 4.Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 5.Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 класса); 6.Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; 7.Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; 8.Полностью рассчитываться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. X. Порядок пользования школьной библиотекой 1.Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту; 2.Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производиться ежегодно; 3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; 4.Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 5 XI. Порядок пользования абонементом 1.Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; 2.Максимальные сроки пользования документами: Учебники, учебные пособия — учебный год; Научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; Периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; 3.Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. XII. Порядок пользования читальным залом 1.Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; 2.Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; XIII. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке 1.Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; 2.Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; 3.По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; 4.Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. 6