ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для обучающихся 3 класса разработана на основе авторской программы по математике авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). – М. : Просвещение, 2014.в соответствии с нормативными документами: - - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями; - Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год; - Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 20192020 учебный год; - Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год. Цели и задачи Цели: • математическое развитие младших школьников; • формирование системы начальных математических знаний; • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Задачи: •формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; • развитие пространственного воображения; • развитие математической речи; • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; •формирование умения вести поиск информации и работать с ней; • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; • развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению математических знаний; • формирование критичности мышления; • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Общая характеристика учебного предмета Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединены арифметический, геометрический и алгебраический материалы. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Задания из рубрики «Странички для любознательных» по усмотрению учителя могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всех тем: • Арифметические действия. • Табличное умножение и деление. • Внетабличное умножение и деление. • Нумерация (числа от 1 до 1000). • Повторение. Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трехзначных чисел, порядок следования чисел при счете; запись и чтение трехзначных чисел, представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Арифметические действия: устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число; единицы массы: грамм, килограмм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1–3 действия на сложение, вычитание. Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена – количество – стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х : 4 = 9, 27 : х = 9; площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей. Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида: х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знаний взаимосвязи между результатами и компонентами действий. Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом предмет «Математика» изучается на уровне начального общего образования и в качестве обязательного предмета в 3 классе в общем объёме 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели). В связи с праздничными днями 24.02.20г., 09.03.20г.,04.05.20г., 05.05.20г., 11.05.20г. в 2019-2020 учебном году учебный предмет «Математика» в 3 класс будет реализован за 131 часа. Программа реализуется за счет уплотнения материала по разделам «Письменное умножение и деление». Наименование учебной литературы. МороМ. И. Математика. 3 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / – М. : Просвещение, 2014. • МороМ. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / М. И. Моро,М.А.Бантова, Г. В. Бельтюкова М. : Просвещение, 2013. • Волкова, С. И. Математика. Проверочные работы. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе; • понимание значения математических знаний в собственной жизни; • понимание значения математики в жизни и деятельности человека; • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; • умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений)4; • уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; • осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; • осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; • интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач. Метапредметные результаты • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно; • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем. • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе. • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами; • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям; • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; • понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура; • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); • стремиться полнее использовать свои творческие возможности; • осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках; • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме. • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения; • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; • принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию; • применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3; • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности; • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; • конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними. Предметные результаты Обучающиеся научатся: • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот; • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе; • читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч. • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а :а, 0 : а; • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления; • выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000; • вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок). • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; • составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; • преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос; • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению; • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. • обозначать геометрические фигуры буквами; • различать круг и окружность; • чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. • измерять длину отрезка; • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними. •устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. Обучающиеся получат возможность научиться: • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты. • различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов; • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; • читать план участка (комнаты, сада и др.). • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. • читать несложные готовые таблицы; • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах. Критерии оценивания Контрольная работа: Отметка «5» ставится, если в контрольной работе. 100-91% правильно выполненных заданий; обучающийся приступил к решению заданий всех уровней сложности, грамотно изложил решение, привел необходимые пояснения и обоснования; учащийся продемонстрировал владение всеми контролируемыми элементами содержания по данной теме (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Оценка не снижается за нерациональное решение, за небрежное выполнение записей. Отметка «4» ставится, если в работе. 90-71% правильно выполненных заданий при этом имеются задания выполненные неправильно или задания к которым обучающийся не приступал, возможно допущены одна-две ошибки вычислительного характера, с их учетом дальнейшие шаги выполнены верно или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: 70-51% правильно выполненных заданий; правильно решены задания базового уровня или, при наличии ошибок в заданиях базового уровня, правильно выполнены некоторые задания повышенного уровня сложности; допущено более двух ошибок или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: меньше 51% правильно выполненных заданий; допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Математический диктант Отметка «5» ставится за 100-90% правильно выполненных заданий. Отметка «4» ставится за 89-75% правильно выполненных заданий. Отметка «3» ставится за 74-50% правильно выполненных заданий. Отметка «2» ставится за менее, чем 50% правильно выполненных заданий. Тест. Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются. «5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. Проект 1.Четкость формулировки целей, задач проекта -умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность -умение формулировать цель, задачи 2.Оценка содержания проекта -оригинальность -объем выполненной работы, -наличие источников информации 3. Оценка устного выступления грамотность речи, четкость -эмоциональность изложения 4.Оценка презентации проекта. -оригинальность изложения, -интересные художественные решения · - логичность изложения 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сложение и вычитание в пределах 100 (9ч) Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами. Основные виды учебной деятельности: Усваивать последовательность чисел до 100. Читать.и записывать и сравнивать числа в пределах 100. Записывать и сравнивать числа в пределах 100, находить сумму и разность. Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого. Понимать закономерность по которой составлены числовые ряды. Табличное умножение и деление (46 ч.) Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃4 = 9, 27 ׃х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки. Основные виды учебной деятельности: Называть компоненты и результаты умножения и деления. Называть четные и нечетные числа. Применять при вычислениях таблицу умножения и деления с числами 3,4,5,6, 7, 8, 9, 10. Называть связи между величинами: цена, количество, стоимость. Применять правила порядка выполнения действий. Объяснять смысл «больше в 2, 3, 4 раза». Применять полученные знания для решения задач. Объяснять смысл «меньше в 2, 3, 4 раза». Применять полученные знания для решения задач. Доли (9 ч) Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля. Основные виды учебной деятельности: Определение площади фигур с помощью палетки. Вычислять площадь прямоугольника по формуле. Применять знание таблицы при вычислении значений выражении. Называть зависимости между пропорциональными величинами. Определять центр, радиус окружности, диаметр, чертить окружность. Соотносить единицы времени, составлять таблицу единиц времени. Называть, записывать доли, находить доли числа. Внетабличное умножение и деление (27 ч.) Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Основные виды учебной деятельности: Объяснять приемы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся на 0. Объяснять приемы умножения суммы на число. Называть зависимости между пропорциональными величинами. Объяснять приемы деления суммы на число. Применять навыки нахождения делимого и делителя. Объяснять приемы деления двузначного числа на двузначное методом подбора. Применять прием деления с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. Числа от 100 до 1000. Нумерация (11 ч.) Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Единицы массы; взвешивание предметов. Основные виды учебной деятельности: Называть десятичный состав трехзначных чисел, записывать и читать трехзначные числа. Читать и записывать трехзначные числа. Называть результат, полученный при увеличении, уменьшении числа в 10, 100 раз. Рассмотрение приемов сравнения трехзначных чисел. Переводить мелкие единицы в более крупные и наоборот. Сложение и вычитание (11 ч.) Устные приемы сложения и вычитания, сводимые к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. Основные виды учебной деятельности: Устное сложение и вычитание трехзначных чисел – алгоритм. Объяснять приемы письменных вычислений в пределах 1000. Называть треугольники по видам. Моделировать в тексте задач зависимости, планировать ход решения задач. Умножение и деление (17ч.) Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года. Основные виды учебной деятельности: Устное умножение и деление трехзначных чисел – алгоритм. Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число алгоритм. Итоговое повторение (1 ч.) Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов. Основные виды учебной деятельности: Повторение и закрепление пройденного за год. Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы. Форма организации занятий: самостоятельная работа, групповая работа, исследование, коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, работа в парах, проект ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100 (9 часов) Устные приемы сложения и вычитания Письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Обозначение геометрических фигур буквами Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного за прошлый учебный год» Повторение по теме «Сложение и вычитание» ТАБЛИЧНОЕ УНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (46 часов) Конкретный смысл умножения и деления. Связь умножения и деления. Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2. Таблица умножения с числом 3. дата план факт 02.09 03.09 04.09 05.09 09.09 10.09 11.09 12.09 16.09 17.09 18.09 19.09 23.09 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. Контрольная работа по теме «Умножение и деление». Таблица умножения и деления с числом 4. Таблица Пифагора. Задачи на увеличение числа в несколько раз. Задачи на увеличение числа в несколько раз. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Таблица умножения и деления с числом 5. Задачи на кратное сравнение чисел. Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. Таблица умножения и деления с числом 6. Контрольная работа по теме «Умножение и деление» Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблица умножения и деления с числом 7. Повторение по теме «Табличное умножение и деление». Повторение по теме «Табличное умножение и деление». Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единица площади – квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Повторение по теме «Таблица умножения и деления». Контрольная работа по теме «Таблица умножения и деления». Проект по теме «Таблица умножения и деления». Единица площади – квадратный дециметр. Сводная таблица умножения. Решение задач разного вида. Единица площади – квадратный метр. Повторение пройденного по теме «Единицы площади». Повторение пройденного по теме «Единицы площади». Тестовая работа по теме «Табличное умножение и деление» . Умножение на 1. Умножение на 0. Деление вида: а: а, 0 : а. Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». Текстовые задачи в три действия ДОЛИ (9 часов) Доли. Образование и сравнение долей. 24.09 25.09 26.09 30.09 01.10 02.10 03.10 07.10 08.10 09.10 10.10 14.10 15.10 16.10 17.10 21.10 22.10 23.10 24.10 28.10 29.10 30.10 31.10 11.11 12.11 13.11 14.11 18.11 19.11 20.11 21.11 25.11 26.11 27.11 28.11 02.12 03.12 04.12 05.12 09.12 10.12 11.12 12.12 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 Доли. Образование и сравнение долей. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Единицы времени: год, месяц, сутки. Повторение по теме «Табличное умножение и деление». Повторение по теме «Табличное умножение и деление» ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (27часов) Приемы умножения и деления для случаев вида: 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3. Умножение суммы на число. Решение задач несколькими способами. Приемы умножения для случаев вида: 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения для случаев вида: 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Выражение с двумя переменными. Деление суммы на число. Деление суммы на число. Деление суммы на число Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». Проверка деления умножением. Приемы деления для случаев вида: 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения с помощью деления. Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» Деление с остатком. Деление с остатком. Приемы нахождения частного и остатка. Приемы нахождения частного и остатка. Приемы нахождения частного и остатка. Деление меньшего числа на большее. Проверка деления с остатком. Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление». Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». Проект на тему «Задачи-расчеты». ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000. Нумерация (11часов) Устная нумерация от 100 до 1000. Письменная нумерация от 100 до 1000. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. 16.12 17.12 18.12 19.12 23.12 24.12 25.12 26.12 13.01 14.01 15.01 16.01 20.01 21.01 22.01 23.01 27.01 28.01 29.01 30.01 03.02 04.02 05.02 06.02 10.02 11.02 12.02 13.02 17.02 18.02 19.02 20.02 25.02 26.02 27.02 02.03 03.03 04.03 05.03 10.03 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц. Единицы массы: килограмм, грамм. Единицы массы: килограмм, грамм. Тестовая работа по теме «Разряды счетных единиц». СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (11 часов) Приемы устных вычислений. Приемы устных вычислений. Приемы устных вычислений. Разные способы вычислений. Проверка вычислений. Приемы письменных вычислений. Алгоритм письменного сложения. Алгоритм письменного вычитания. Виды треугольников (по соотношению сторон). Контрольная работа по теме « Сложениеивычитание». Повторение по теме « Сложениеивычитание». Повторение по теме « Сложениеивычитание». УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (17часов) Приемы устных вычислений умножения и деления от 100 до 1000. Приемы устного умножения и деления. Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников по видам углов. Повторение по теме «Числовые выражения». Прием письменного умножения на однозначное число. Прием письменного умножения на однозначное число. Прием письменного умножения на однозначное число. Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». Прием письменного деления на однозначное число. Прием письменного деления на однозначное число. Прием письменного деления на однозначное число. Проект «Математические игры, весёлые задачи». Проверка деления умножением. Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс математики 3 –го класса. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1час) Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление». 11.03 12.03 16.03 17.03 18.03 19.03 30.03 31.03 01.04 02.04 06.04 07.04 08.04 09.04 13.04 14.04 15.04 16.04 20.04 21.04 22.04 23.04 27.04 28.04 29.04 30.04 06.05 07.05 12.05 13.05 14.05 18.05 19.05 20.05 21.05