копия_РП_литературное чтение на родном языке (русском)__3кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для
3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ В.В.
Путиным 03 августа 2018 года, предусматривается изучение в школах русского языка не
только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской
Федерации (по заявлению родителей обучающихся).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 20192020 учебный год;
- Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год.
Цели и задачи
Цели:
 воспитание интереса к чтению и книге;
 развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов
многонациональной России и других стран;
 формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
Задачи:
 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
 развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное
произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно
активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно оказывает
большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
должно обеспечить:

– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение на русском родном языке» изучается на уровне
начального общего образования в качестве обязательного предмета во 3 классе в общем
объеме 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебных недели).
Наименование учебной литературы
1. Стефаненко Н.А. Литературное чтение: Методические рекомендации: 3 класс.
Москва.: Просвещение. 2013 г.
2. Кутявина С.В. Универсальные разработки по чтению: 3 класс . – М: ВАКО, 2009
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты:
–– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
–– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:




понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как
явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на
родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной
самоидентификации;

Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать
цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
––– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений – для художественных текстов:
определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении
словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически
оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать
текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую
информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать
вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами
из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и

правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов). - – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне
учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
Обучающийся получит возможность научиться:
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
– работать с детской периодикой;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно)
художественноепроизведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
(мультфильма).
Критерии оценивания
.
Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)
Отметка «5» — ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова;
темп чтения - не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Отметка «4» — ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает
нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
Отметка «3» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту;
передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Отметка «2» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту;
передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Отметка «1» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 20 слов в минуту;
не передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Выразительность чтения
Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические
ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок
нарушен.
Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но
темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» — ученик читает тихо, не выделяет смысловые паузы и логические
ударения, темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.
Отметка «1» — ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «2».
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом
художественного произведения
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по
сумме верных ответов.
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий;
«1» - если задание не выполнено совсем.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
 полнота и правильность ответа;
 степень осознанности, понимания изученного;
 языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
 полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий;
 обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
 излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
 излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик совсем не отвечает.
Чтение наизусть
Отметка «5»- твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка «4»- знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Отметка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит
текст.
Отметка «1»- совсем не знает стихотворение.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
 Своевременно начинать читать свои слова
 Подбирать правильную интонацию
 Читать безошибочно
 Читать выразительно
Отметка «5» - выполнены все требования
Отметка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Отметка «3» - допущены ошибки по двум требованиям
Отметка «2» -допущены ошибки по трем требованиям
Отметка «1» - допущены ошибки по всем требованиям
Пересказ
Отметка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно,
не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос,
умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка «2» - не может передать содержание прочитанного.
Отметка «1» - совсем не пересказывает, даже по вопросам учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются
высказываниями.
Использование норм речевого этикета.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на текст.
Круг детского чтения
Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской
литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные,
научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая
литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений,
предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки,
скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Красота природы

Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое
высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Весна, осень в художественных произведениях. Основные понятия раздела: наблюдение,
пейзаж, средства художественной выразительности.
Мир сказок.
Сказы П.П. Бажова. Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке».
Весёлый хоровод
Произведения устного народного творчества для детей. Народные заклички,
приговорки, потешки, перевертыши. Фразеологический словарь.
Книги – мои друзья
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её
истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе,
справедливости; юмористические произведения.
О Родине, о подвигах, о славе
Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
Истоки литературного творчества
Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного
творчества.Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан.
Былины. Особенности былинных текстов. Славянский миф. Особенности мифа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
урока
1.

Тема урока
Рассказы и басни Л.Н.Толстого детям.

2.

Басни И.А.Крылова.

3.

Рассказы А.П.Чехова детям.

4.

Рассказы русских писателей о природе.

5.

Особенности художественного и научно – популярного
текста.

план
03.09

факт

6.

Рассказы К.Д. Ушинского.

7.

Стихи русских писателей о весне.

Сравнение, олицетворение, эпитет в произведениях
русских писателей.
9. Произведения К.Г. Паустовского о красоте русской
природы.
10. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.
8.

11. Русская пословица – во всех делах помощница.
12. Сказы П.П. Бажова.
13. Произведения русских поэтов о детях.
14. Юмористические рассказы для детей..
15. Произведения о Великой Отечественной войне.
16. Многозначность, прямое и переносное значение слова.
Толковый словарь русского языка.
17. Детские периодические издания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».