копия_РП_литературное чтение_3кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработана
на основе авторской программы по литературному чтению авторов Л.Ф. Климановой, В.
Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014г.
в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 20192020 учебный год;
- Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год.
Цели и задачи.
Цели:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников;
 совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
 развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой
деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
 обогащение
нравственного
опыта
младших
школьников
средствами
художественной литературы;
 воспитание эстетического отношения к искусству слова,
 формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы;
 обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие
нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других
стран.
Задачи:
 развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить
детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
 формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно
ассоциативное мышление;
 развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
 формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;










обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного предмета
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научнопознавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,
рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к
другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и
эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с
разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся,
на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения
(беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания
прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и
понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное,
изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование
устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания,
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о
текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные,
деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с

содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение
главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,
стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные
средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение,
эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ
(без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся
осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который
автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно
воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения
героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности,
которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и
проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом
(со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и
активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения,
развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения,
формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся
выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,
инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они
пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к
литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Литературное чтение» изучается на
уровне начального общего образования и в качестве обязательного предмета в 3 классе в
общем объёме 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
В связи с праздничными днями 24.02.20г., 09.03.20г.,04.05.20г., 05.05.20г., 11.05.20г. в
2019-2020 учебном году учебный предмет «Литературное чтение» в 3 класс будет
реализован за 131 часа. Программа реализуется за счет уплотнения материала по разделам
«Поэтическая тетрадь».
Наименование учебной литературы:
1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Ч.1.\ (сост.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,

М.В.Голованова,Л.А.Виноградская) М: Просвещение, 2013.

2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Ч.2.\

(сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.
Горецкий, М.В.Голованова,Л.А.Виноградская) М: Просвещение, 2013.
3. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3
класс, 2013
4. . Литературное чтение. Методические рекомендации /автор Стефаненко Н.А. -М. :
Просвещение,2014.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
 Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
 Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через
художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию,
создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью
пишущих о своей Родине.
 Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о
своей Родине, в том числе и зарубежных.
 Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их
выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
 Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине
(н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
 Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов,
читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской
культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
 Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать
причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание
собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из
конфликтных ситуаций.
 Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания,
формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
 Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для
подготовки к урокам литературного чтения.
 Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на
уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на
уроке.
 Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что
быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и
нравственных принципов.























Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения
литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами
морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии,
осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к
ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных
произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств,
автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать
при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,
зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном
произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения,
проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
(взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности
своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и
дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из
литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного
поведения для решения общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть
бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой
модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища,
проводить его в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения
учебных целей.
Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о
шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха,
находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление
осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Метапредметные результаты
 Формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия
с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям, выразительно наизусть и пр.).
 Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или
паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать
вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно
с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и
результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным
формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
 Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно
(Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой




















установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал,
значков «+» и «-», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе
или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать
смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими
в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их,
осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне
обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных
текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать
авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и
сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку
бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать
литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции
картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных
источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла
произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8
предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок,
рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл меж предметных понятий: типы текстов (повествование,
описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик,
лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и
эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор,
музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и
литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании,
при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной
проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать
смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и
настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым
событиям и героям произведения.
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать
цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения,
мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на
осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять
3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с





точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и
продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать
иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для
оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный
нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и
СМИ.

Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
 осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи
и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять
высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни
семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и
товарищами по классу;
 употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на
заданную тему;
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая
паузы между предложениями и частями текста;
 понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при
этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
 рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
 пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя
(учебника).
 осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или
поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить этому доказательства в тексте;
 задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
 делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план; сочинять свои произведения малых
жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями
и индивидуальной задумкой;
 писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
 пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
 сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные
ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и
праздники, описываемые в народных сказках.
 понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
 определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её
своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
 понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте.

осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить
в тексте доказательства различия и сходства.
 находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого,
Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и
героям произведения.
 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости,
трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий и неожиданный образ.
 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
 формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему;
 делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план
для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
 домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми
штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством,
басня читается с сатирическими нотками и пр.).
 находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет).
 пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь
на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план,
озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания
(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст
от 3-го лица;
 составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на
основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных
рассказов).
 подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме,
делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы
жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские
традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора);




определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование
осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми
словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Темп и оценивание чтения.
Контрольная проверка навыка чтения проводится каждое полугодие у каждого учащегося,
оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Уровень техники чтения
Обязательный уровень

I полугодие
60 слов

II полугодие
70слов

Возможный уровень

65 слов

80слов

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в
каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других
требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три
требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В
индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял
прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов,
ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит
текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно,
не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос,
умеет подкрепить ответ на вопрос чтениемсоответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Проект
1.Четкость формулировки целей, задач проекта
-умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
-умение формулировать цель, задачи
2.Оценка содержания проекта
-оригинальность
-объем выполненной работы,
-наличие источников информации
3. Оценка устного выступления
-грамотность речи, четкость
-эмоциональность изложения
4.Оценка презентации проекта.
-оригинальность изложения,
-интересные художественные решения
· - логичность изложения
5. Самостоятельность выполнения проекта
Оценка результатов проекта
11- 12 баллов – максимальный уровень
9- 10 баллов - высокий уровень
5- 8 баллов- базовый уровень
До 5 баллов- формальный уровень

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2 балл

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Самое великое чудо на свете (3часа)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки,
текст — объекты для получения необходимой информации.
Устное народное творчество(11 часов)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства:
гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные
сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк»,
«Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И.
Билибина. Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
Литературное чтение на родном языке. Народные сказки донского края :«Две козы», «Про
царицу Лютру».
Поэтическая тетрадь 1 (11часов)
Проект: «Правила выразительного чтения стихов» на основе научно-популярной статьи Я.
Смоленского. Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». «Листья».
Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка
из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова,
рисующие картины природы. И.С.Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы».
Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. 3. Суриков «Детство». «Зима».
Литературное чтение на родном языке. А.И. Недогонов «Вечер в станице». Н.К. Доризо
«Песня о Доне».
Великие русские писатели (23 часа)
А. С. Пушкин. Проект: «Жизнь и творчество ». Лирические стихотворения.. Средства
художественной выразительности: эпитет, сравнение. «Сказка о царе Салтане...». Тема
сказки. События сказочного текста. Герои сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. И. А.
Крылов. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова.. Герои басни.
Инсценирование басни. М.Ю .Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Лирические
стихотворения .Детство Л. Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. Рассказы Л. Н.
Толстого. Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста.
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
Картины природы. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».
Стихотворения К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина.
Литературные сказки (8 часов)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и
народной сказок. Герои сказок. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». В. Ф.
Одоевский «Мороз Иванович».
Литературное чтение на родном языке. П.В. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»
Были - небылицы (9 часов)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. И. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. А. А. Блок.
Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
Литературное чтение на родном языке. Н.С. Костарев «Хитрый огонёк», «В ночном лесу».
Люби живое (15 часов)
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Сочинение на основе
художественного текста. И. С. Соколов- Микитов «Листопадничек». Определение жанра
произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. «Малька
провинилась». «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок
Пик». Рассказ о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку. В. П. Астафьев
«Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Литературное чтение на родном языке. А.П. Чехов «Белолобый». Г.С. Гасенко
«Посметюшек».
Поэтическая тетрадь 2 (9 часов)
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения.
Выразительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». С. В. Михалков «Если». Е. А.
Благинина «Кукушка». «Котёнок». Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (13 часов)
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». А. П. Платонов «Цветок на
земле». «Ещё мама». Герои рассказа. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие
путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Н.
Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Сборник юмористических
рассказов Н. Носова.
По страницам детских журналов (8 часов)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам
журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Г. Остер «Вредные
советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов.
Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р.Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (8 часов)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений
людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Тема урока
план

дата
факт

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (3 часа)

1
2
3

Введение. Знакомство с учебником.
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Русские народные песни.
Докучные сказки.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Сивка- бурка».
Русская народная сказка «Сивка- бурка».
Русская народная сказка «Сивка- бурка».
Обобщение знаний по разделу «Устное народное творчество».
Проект «Сочиняем волшебную сказку».

02.09
03.09
04.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11 часов)

05.09
09.09
10.09
11.09
12.09
16.09
17.09
18.09
19.09
23.09
24.09

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 часов)

15
16
17
18
19
20

Статья Я. Смоленского «Как научиться читать стихи».
Ф. Тютчев «Весенняя гроза».
Ф. Тютчев «Листья».
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».
А. Фет «Зреет рожь…».
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

25.09
26.09
30.09
01.10
02.10
03.10

21
22
23
24
25

И. Никитин «Встреча зимы».
И. Суриков «Детство».
И. Суриков «Зима».
Обобщение знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Тестовая работа по теме «Стихи русских писателей».

07.10
08.10
09.10
10.10
14.10

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (23 часа)

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

А. Пушкин «За весной, красой природы…».
А. Пушкин «В тот год осенняя погода…»,«Опрятней модного
паркета…».
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
Басни И. Крылова.
М. Лермонтов «Горные вершины».
М. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко».
М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Лев и собачка».
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
моря».
Тестовая работа по теме «Великие русские писатели».
Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели».

15.10
16.10
17.10
21.10
22.10
23.10
24.10
28.10
29.10
30.10
31.10
11.11
12.11
13.11
14.11
18.11
19.11
20.11
21.11
25.11
26.11

27.11
28.11

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 часов)

49
50
51
52
53
54

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».
И.Бунин «Детство», «Полевые цветы»,«Густой зелёный ельник у
дороги…».
Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2».

02.12
03.12
04.12
05.12
09.12
10.12

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 часов)

55
56
57
58
59
60
61
62

Д. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые
глаза, короткий хвост».
В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Тестовая работа по теме «Русские писатели детям».
В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».

11.12

12.12
16.12
17.12
18.12

19.12
23.12
24.12

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ (9часов)

63

М. Горький «Случай с Евсейкой».

25.12

64
65
66
67
68
69
70
71

М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Обобщение знаний по теме «Были – небылицы».

72
73
74
75
76
77

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка».
С.Чёрный «Воробей», «Слон».
А.Блок «Ветхая избушка».
А.Блок «Сны», «Ворона».
С.Есенин «Черёмуха».
Проект «Иллюстрируем стихи».

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

М.Пришвин «Моя Родина».
И.Соколов – Микитов «Листопадничек».
И.Соколов – Микитов «Листопадничек».
В.Белов «Малька провинилась».
В.Белов «Ещё раз про Мальку».
В.Бианки «Мышонок Пик».
В.Бианки «Мышонок Пик».
В.Бианки «Мышонок Пик».
Б.Житков «Про обезьянку».
Б.Житков «Про обезьянку».
Б.Житков «Про обезьянку».
В.Дуров «Наша Жучка».
В.Астафьев «Капалуха».
В.Драгунский «Он живой и светится».
Обобщение знаний по разделу «Люби живое».

93
94
95
96
97
98
99
100
101

С.Маршак «Гроза днём».
С.Маршак «В лесу над росистой поляной».
А.Барто «Разлука».
А.Барто «В театре».
С.Михалков «Если».
С. Михалков «Рисунок».
Е.Благинина «Кукушка».
Е.Благинина «Котёнок».
Проект на тему «Весна в поэзии»

26.12
13.01
14.01
15.01
16.01
20.01
21.01
22.01

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (6часов)

23.01
27.01
28.01
29.01
30.01
03.02

ЛЮБИ ЖИВОЕ (15 часов)

04.02
05.02
06.02
10.02
11.02
12.02
13.02
17.02
18.02
19.02
20.02
25.02
26.02
27.02
02.03

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (9 часов)

03.03
04.03
05.03
10.03
11.03
12.03
16.03
17.03
18.03

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (13 часов)

102
103
104
105
106
107
108
109
110

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
А.Платонов «Цветок на земле».
А.Платонов «Цветок на земле».
А.Платов «Ещё мама».
А.Платов «Ещё мама».
М.Зощенко «Золотые слова».
М.Зощенко «Великие путешественники».
М.Зощенко «Великие путешественники».
Н.Носов «Федина задача».

19.03
30.03
31.03
01.04
02.04
06.04
07.04
08.04
09.04

111
112
113
114

Н.Носов «Телефон».
Н.Носов «Телефон».
В.Драгунский «Друг детства».
Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

115
116
117
118
119
120
121
122

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю.Ермолаев «Проговорился».
Ю.Ермолаев «Воспитатели».
Ю.Ермолаев «Воспитатели».
Г.Остер «Вредные советы».
Г.Остер «Как получаются легенды».
Р.Сеф «Весёлые стихи».
Тестовая работа «По страницам детских журналов» .

123
124
125
126
127
128
129

Мифы Древней Греции
Мифы Древней Греции
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.
Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.
Тестовая работа по теме «Зарубежная литература»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».
Обобщение знаний по теме «Зарубежная литература»

13.04
14.04
15.04
16.04

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8часов)

20.04
21.04
22.04
23.04
27.04
28.04
29.04
30.04

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8часов)

130

131

06.05
07.05
12.05
13.05
14.05
18.05
19.05
20.05

21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».