ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметнаялиния учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение,2014г.)в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год; Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год; Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год. Цели: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений. Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.Успешность изучения литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности»раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Литературное чтение»изучается на уровне начального общего образованияв качестве обязательного предмета во 2 классе в общем объеме 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели). В связи с праздничными днями 1, 5 маяв 2019-2020 учебном году учебный предмет «Литературное чтение» во 2 классе будет реализован за 134часа. Программа реализуется за счёт уплотнения материала по темам «Устное народное творчество», «Писатели – детям». Наименование учебной литературы 1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметнаялиния учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение,2014г. 2. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Литературное чтение. 2 класс, в 2-х частях. М. Просвещение2019г. 3. Горецкий В.Г.., Белянкова Н.М. «Обучение грамоте» Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс М.: «Просвещение», 2018 г. 4. Абрамов А. В., Самойлова М.И. Читалочка. Дидактическое пособие. 2класс М.: Просвещение, 2018 г. 5. Фомин О.В. Литературное чтение. Читаем летом. 2 класс М.: Просвещение,2018 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов; использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. Метапредметные результаты Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; контролировать выполнение действий в соответствии с планом; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость - неудовлетворённость своей работой на уроке; аргументировать позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач. Познавательные: пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; осознавать значение русских народных и литературных сказок, басен И. Крылова для русской национальной культуры; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении проектных заданий; перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении. Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме; не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары); участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. Предметные результаты Обучающийся научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; пользоваться различными приёмами чтения: комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение; читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в книге по названию, оглавлению; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию. просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации по совету взрослых; осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок и соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки; использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Обучающийся получит возможность научиться: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях. самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию. сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; находить в произведении средства художественной выразительности. вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). Критерии оценивания Контроль успеваемости обучающихся 2 класса в течении 1, 2 четверти осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. Контроль обучающихся осуществляется только через качественную оценку. Контроль успеваемости обучающихся 2 класса в течении 3, 4 четверти осуществляется по пятибалльной системе. Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание) В 1 полугодии используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Оценка «читаешь хорошо»- ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов и минуту. Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки»- ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения 20- 25 слов в минуту. Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками...» — ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения — 15-20 слов в минуту или ниже. Во втором полугодии Отметка «5» — ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения - не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Отметка «4» — ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок. Отметка «3» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя. Отметка «2» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя. Выразительность чтения Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен. Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения. Отметка «2» — ученик читает тихо, не выделяет смысловые паузы и логические ударения, темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения. Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов. «5» - если все задания выполнены верно; «4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий; «3» - если выполнено не менее ½ всех заданий; «2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий. Устные ответы Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа. Отметка «5» ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Чтение наизусть Отметка «5»- твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Отметка «4»- знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Отметка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Отметка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: Своевременно начинать читать свои слова Подбирать правильную интонацию Читать безошибочно Читать выразительно Отметка «5» - выполнены все требования Отметка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию Отметка «3» - допущены ошибки по двум требованиям Отметка «2» -допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Отметка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Отметка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Отметка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Отметка «2» - не может передать содержание прочитанного. Тесты Отметка «5» - ученик набрал 9-10 баллов (90 -100%); Отметка «4» - ученик набрал 7 -8 баллов (89 – 70%); Отметка «3» - ученик набрал 5 -6 баллов (69 – 50%); Отметка «2» - ученик набрал 3-4 балла (49 – 30%); Оцениваниеиндивидуального проекта Отметка«5». Правильно сформулировано название проекта, устно представлено содержание проекта в 3-5 предложениях без ошибок, даны правильные и четкие ответы на дополнительный вопрос учителя, сформулирован вывод о проделанной работе. Отметка «4». Правильно сформулировано название проекта, при устном представлении содержания проекта в 3-4 предложениях допущено незначительное количество ошибок, при ответе на дополнительный вопрос учителя допущено 1-2 ошибки, вывод о проделанной работе сформулирован не достаточно четко. Отметка«3». Неверно сформулировано название проекта, при устном представлении содержания проекта в 34 предложениях допущено 3-5 ошибок, при ответе на дополнительный вопрос учителя допущено 1-2 ошибки, вывод о проделанной работе сформулирован не достаточно четко. Отметка«2». Неправильно сформулировано название проекта, при устном представлении содержания проекта в 1-2 предложениях допущено более 6 ошибок, дан неверный ответ на дополнительный вопрос учителя, не сформулирован вывод о проделанной работе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение (1 час) Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Самое великое чудо на свете (4 часа) Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Устное народное творчество (15 часов) Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». Люблю природу русскую. Осень (8 часов) Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Русские писатели (14 часов) А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы. О братьях наших меньших (11 часов) Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научнопопулярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Из детских журналов (8 часов) Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Люблю природу русскую. Зима (9 часов) Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева. Писатели детям (17 часов) К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова. Я и мои друзья (12 часов) Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Люблю природу русскую. Весна (8 часов) Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. И в шутку и всерьёз (11часов) Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения. Литература зарубежных стран (16 часов) Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт. «Мафин и паук». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Тема урока план Введение (1ч.) Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете (4 часа) Поход в библиотеку. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Напутствие читателю Р. Сефа. Устное народное творчество (15 часов) Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки, небылицы, загадки. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…». Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Каша из топора». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». А. Шибаев «Вспомни сказку». Урок-викторина по теме «Устное народное творчество». Люблю природу русскую. Осень. (8 часов) Картины осенней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева и К. Бальмонта. Лирические стихотворения А.Фета и А. Плещеева. Лирические стихотворения А. Толстого и С. Есенина. Лирические стихотворения В.Брюсова и И. Токмаковой. Средства художественной выразительности. В. Берестов «Хитрые грибы». Сравнение художественных и научно-популярных текстов. М.Пришвин «Осеннее утро». КВН по теме «Люблю природу русскую. Осень». Русские писатели (14 часов) А.С. Пушкин – великий русский писатель. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 03.09 04.09 05.09 06.09 10.09 11.09 12.09 13.09 17.09 18.09 19.09 20.09 24.09 25.09 26.09 27.09 30.09 02.10 03.10 04.10 08.10 09.10 10.10 11.10 15.10 16.10 17.10 18.10 22.10 23.10 24.10 25.10 29.10 факт 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н.Толстой«Филипок». Л.Н.Толстой«Филипок». Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок». И. Токмакова «Десять птичек - стайка». Тестовая работа по теме «Русские писатели». О братьях наших меньших (11 часов) Рассказы о животных Н. Сладкова. Веселые стихи о животных Б. Заходера, И.Пивоваровой. В. Берестов «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант». В. Бианки «Сова». С. Брезкун «Грянул гром…». М. Бородицкая «Грачиха говорит грачу..." Урок-викторина по теме «О братьях наших меньших». Из детских журналов (8 часов) Любимые детские журналы. Проверка техники чтения. Д. Хармс «Игра». Д. Хармс «Вы знаете?», «Что это было?» С. Маршак «Веселые стихи». Ю. Владимиров «Чудаки» Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Проект «Мой любимый детский журнал». Люблю природу русскую. Зима. (9 часов) Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения. И.Бунина, К.Бальмонта, Я. Акима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». Русская народная сказка «Два Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе…» С. Дрожжин «Улицей гуляет…» Конкурс чтецов по теме «Люблю природу русскую. Зима». Писатели детям (17 часов) К.И. Чуковский «Путаница». К.И. Чуковский «Радость». К.И. Чуковский «Федорино горе». К.И. Чуковский «Федорино горе». 30.11 31.11 01.11 12.11 13.11 14.11 15.11 19.11 20.11 21.11 22.11 26.11 27.11 28.11 29.12 03.12 04.12 05.12 06.12 10.12 11.12 12.12 13.12 17.12 18.12 19.12 20.12 24.12 25.12 26.12 27.12 14.01 15.01 16.01 17.01 21.01 22.01 23.01 24.01 28.01 29.01 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». С.В. Михалков «Мой щенок». А.Л. Барто «Веревочка». А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». А.Л. Барто «Вовка - добрая душа». Н.Н. Носов «Затейники». Н.Н. Носов «Затейники». Н.Н. Носов «Живая шляпа». Н.Н. Носов «Живая шляпа». Н.Н. Носов «На горке». Н.Н. Носов «На горке». Тестовая работа по теме «Писатели – детям». Я и мои друзья. (12 часов) В. Берестов «За игрой». Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду…» В. Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Ю. Ермолаев «Два пирожных». В. Осеева «Волшебное слово». В. Осеева «Волшебное слово». В. Осеева «Хорошее». В. Осеева «Почему». Е.Благинина «Простокваша». В. Орлов «На печи». Тестовая работа по теме «Я и мои друзья». Люблю природу русскую. Весна. (8 часов) Весенние загадки. Стихотворения Ф. Тютчева о весне. А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу». С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» И. Бунин «Матери». Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я мою маму обидел…» Урок-викторина по теме «Люблю природу русскую. Весна». И в шутку и всерьёз (11 часов) Б. Заходер «Товарищам детям». Б. Заходер «Что красивей всего?» Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Э. Успенский «Чебурашка». Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память». Стихи В. Берестова«Знакомый», «Путешественники». Стихи И. Токмаковой«Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». 30.01 31.01 04.02 05.02 06.02 07.02 11.02 12.02 13.02 14.02 18.02 19.02 20.02 21.02 25.02 26.02 27.02 28.02 03.03. 04.03 05.03 06.03 10.03 11.03 12.03 13.03 17.03 18.03 19.03 20.03 31.03 01.04 02.04 03.04 07.04 08.04 09.04 10.04 14.04 15.04 16.04 17.04 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. В. Драгунский «Всё тайное становится явным». Повторение изученного по теме «И в шутку и всерьёз». Литература зарубежных стран (16 часов) Литература зарубежных стран. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Французская и немецкая народные песенки «Сьюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». Ш. Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Красная шапочка». Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук». Э. Хогарт «Мафин и паук». Разноцветные страницы. Проект «Мой любимый писатель-сказочник». Повторение по теме «Литература зарубежных стран». Презентация проектов «Мой любимый писательсказочник». КВН «Литература зарубежных стран». 21.04 22.04 23.04 24.04 28.04 29.04 30.04 06.05 07.05 08.05 12.05 13.05 14.05 15.05 19.05 20.05 21.05 22.05