ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для обучающихся 4 класса составлена на основе программы Русскийязык.Рабочие программы.Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др..-М.: Просвещение, 2014г.в соответствии с нормативноправовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год; Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 20192020учебный год; Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год. Цели и задачи . Цели: воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка; развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь) формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности. активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно речевой деятельности учащихся. создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом. Задачи: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Рабочая программа по русскому языку направлена на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе. К программе реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функциональносинтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи— наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической. Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Русский язык» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета в 4 классе в общем объеме 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели). В связи с праздничным днями- 24.02.2020г; 09.03.20г., 04.05.2020г, 05.05.2020г, 11.05.2020г, в 2019-2020 учебном году учебный предмет «Русский язык» в 4 классе будет реализован за 131час.Засчёт уплотнения материалапо темам«Местоимение»(1ч),«Глагол»(1ч.) «Повторение»(3ч). Наименования учебной литературы 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык 4 класс,учебник в 2-х частях. М: Просвещение, 2014г. 2. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации. М.: Просвещение,2016г. 3. КанаинаВ.П.Русский язык. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками М.: Просвещение 2018г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества; восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русскийязык»; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов. Метапредметные результаты планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий. ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи. овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам; пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником; письменно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников. письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление); проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. пользоваться словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему. характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые— мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие— звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию. выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.; распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи); подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; понимать этимологию мотивированных слов-названий; находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели; понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях; выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; определять грамматические признакичастей речи иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи; различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; понимать роль союзов и частицы не в речи; подбирать примеры слов и форм слов выделять из потока речи предложения, оформлять их границы; находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания; распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения; составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но. Обучающиеся получат возможность научиться: различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового); создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты, использовать в текстах синонимы и антонимы; анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями. оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; работать с разными словарями. разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова. различать самостоятельные и служебные части речи; сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам. различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; находить в предложении обращение; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения. Критерии оценивания Контрольный диктант. Диктант оценивается отметкой – за грамотность (за соблюдение орфографических и пунктуационных норм). Текст контрольного диктанта должен включать: орфограммы, изучаемые в теме; основные изученные ранее орфограммы; известные учащимся знаки препинания (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения, запятая в предложениях с однородными членами в 4 классе). Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта: класс количество слов количество в диктанте орфограмм 2 30-50 4-5 пунктуация в предложениях с однородными членами - 3 4 50-70 70-90 6-7 9-10 не более 3 Диктант оценивается с учетом количества допущенных орфографических / пунктуационных ошибок. Отметка «5» ставится, если набрано 100-89 %. Диапазон ошибок: 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка), 1/1 (неточность, если отсутствует знак препинания в конце предложения, но следующее предложение написано с большой буквы). Отметка «4» ставится, если набрано 90-69 % Диапазон ошибок: 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные). Отметка «3» ставится, если набрано 70-50 %. Диапазон ошибок: 3/0, 3/1, 3/2, 4/1, 4/2, 5/0,5/1, 5/2. Отметка «2» ставится, если набрано менее 50 % Диапазон ошибок: более 5 орфографических/более 3 пунктуационных. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов. За ошибку в диктанте не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: • два исправления; • две пунктуационные ошибки; • повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: • повторение одной и той же буквы в слове; • недописанное слово; • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; • дважды записанное одно и то же слово в предложении; • отсутствие «красной» строки. Грамматическое задание. Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы. Оценки: «5» – без ошибок. «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий. Контрольное списывание. Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта. Оценки: «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления. «3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки. «2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок. Тест. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Оценки: «5» – верно выполнено более 3/4 заданий. «4» – верно выполнено 3/4 заданий. «3» – верно выполнено 1/2 заданий. «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий. Критерии оценки работ творческого характера. К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится. Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику Нормы оценки работ творческого характера. За содержание: Оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности. Оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста. Оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста. Оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста. За грамотность: Оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления. Оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно –два исправления. Оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно –два исправления. Оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, тричетыре исправления. Изложение Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тексты для 3 класса, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса. «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления. «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления. «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. Сочинение «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления. «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления. «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. Проект Отметка «5». Правильно сформулировано название проекта, устно представлено содержание проекта в 3-5 предложениях без ошибок, даны правильные и четкие ответы на дополнительный вопрос учителя, сформулирован вывод о проделанной работе. Отметка «4». Правильно сформулировано название проекта, при устном представлении содержания проекта в 3-4 предложениях допущено незначительное количество ошибок, при ответе на дополнительный вопрос учителя допущено 1-2 ошибки, вывод о проделанной работе сформулирован не достаточно четко. Отметка «3». Неверно сформулировано название проекта, при устном представлении содержания проекта в 3-4 предложениях допущено 3-5 ошибок, при ответе на дополнительный вопрос учителя допущено 1-2 ошибки, вывод о проделанной работе сформулирован не достаточно четко. Отметка «2». Неправильно сформулировано название проекта, при устном представлении содержания проекта в 1-2 предложениях допущено более 6 ошибок, дан неверный ответ на дополнительный вопрос учителя, не сформулирован вывод о проделанной работе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Повторение(10ч.) Наша речь и наш язык.Язык и речь. Виды речи. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь междучастями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Отличие монолога от диалога. Предложение (8ч.) Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления и, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слово в языке и речи (18ч.) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значенияслов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков. Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного итого же слова.Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имячислительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Имя существительное(30ч.) Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и враспознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.Основные типы склонения имён существительных.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке. Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное(21ч.) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Местоимения(7ч.) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним. Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол(27ч.) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? Что делать?. Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел,слышать — слышал Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежахспредлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат. Повторение(11ч.) Язык.Речь. Текст. Предложения и словосочетания. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (10ч.) Наша речь и наш язык. Текст. План текста. Изложение повествовательного текста «Первая вахта» по упр.8. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Диалог. Обращение. Входной контрольный диктант. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Предложение и словосочетание. ПРЕДЛОЖЕНИЕ(8ч.) Однородные члены предложения Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Проект «Похвальное слово знакам препинания» Простые и сложные предложения. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Контрольный диктант по теме: «Предложение» СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ(18ч.) Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямоеи переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова Правописаниегласных и согласных в корнях слов. Правописаниеприставок и суффиксов. Слова сразделительнымъ и ь. Контрольныйдиктант по теме «Лексическое значение слова». Изложениеповествовательного текста по упр. 110. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». Грамматические признаки частей речи. Наречие как часть речи. Наречие как часть речи. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ(30ч.) Изменение по падежам имен существительных. дата план факт 02.09.19 03.09.19 04.09.19 05.09.19 09.09.19 10.09.19 11.09.19 12.09.19 16.09.19 17.09.19 18.09.19 19.09.19 23.09.19 24.09.19 25.09.19 26.09.19 30.09.19 01.10.19 02.10.19 03.10.19 07.10.19 08.10.19 09.10.19 10.10.19 14.10.19 15.10.19 16.10.19 17.10.19 21.10.19 22.10.19 23.10.19 24.10.19 28.10.19 29.10.19 30.10.19 31.10.19 11.11.19 38 Признаки падежных форм имен существительных. 12.11.19 39 Распознавание именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. Распознавание дательного и творительного падежейимен существительных. Распознаваниепредложного падежа имен существительных. Как определить падеж неизменяемых имен существительных. Контрольный диктант по теме «Изменение по падежам имен существительных». Три склонения имен существительных. Распознавание имен существительных первого склонения. Распознавание имен существительных второго склонения. Распознавание имен существительных третьего склонения. Распознавание имен существительных всех трех типов склонений. Изложение повествовательного текста по упр.180. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Именительный и винительный падежи. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. Правописание имен существительных в дательном и родительном падежах. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. 13.11.19 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница». Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Тестовая работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» Множественное число имен существительных. Именительный и родительный падежи имен существительных множественного числа. Винительный падежодушевленных имен существительных множественного числа. Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Проект «Говорите правильно!» ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ(21ч.) Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные. Род и число имен прилагательных. Определение рода и правописание родовых окончаний имен прилагательных. 14.11.19 18.11.19 19.11.19 20.11. 19 21.11.19 25.11.19 26.11.19 27.11.19 28.11.19 02.12.19 03.12.19 04.12.19 05.12.19 09.12.19 10.12.19 11.12.19 12.12.19 16.12.19 17.12.19 18.12.19 19.12.19 23.12.19 24.12. 19 25.12.19 26.12.19 13.01.20 14.01.20 15.01.20 16.01.20 20.01.20 21.01.20 Падеж имени прилагательного. Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. 74 Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. 75 Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. 76 Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. 77 Распознавание имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном и винительном падежах. 78 Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. 79 Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах . 80 Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. 81 Изложение повествовательного текста по упр.77. 82 Склонение имен прилагательных во множественном числе. 83 Правописание окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах множественного числа. 84 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» 85 Правописание окончаний имен прилагательных в родительном и предложном падежах множественного числа. 86 Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах множественного числа. 87 Проект «Имена прилагательные в сказках А.С.Пушкина» МЕСТОИМЕНИЕ(7ч.) 88 Роль местоимений в речи. 89 Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. 90 Изменение личных местоимений по падежам. 91 Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. 92 Склонение личных местоимений 3-го лица. 93 Контрольныйдиктант по теме «Местоимение» 94 Склонение личных местоимений. Правописание предлогов с местоимениями. ГЛАГОЛ(27ч.) 95 Роль глаголов в языке. 96 Изменение глаголов по временам. 97 Неопределенная форма глагола. 98 Образование форм глаголов при помощи суффиксов. 99 Образование временных форм от глагола. 100 Изложение повествовательного текста по упр.162. 101 Спряжение глаголов. 71 72 73 22.01.20 23.01.20 27.01.20 28.01.20 29.01.20 30.01.20 03.02.20 04.02.20 05.02.20 06.02.20 10.02.20 11.02.20 12.02.20 13.02.20 17.02.20 18.02.20 19.02.20 20.02.20 25.02.20 26.02.20 27.02.20 02.03.20 03.03.20 04.03.20 05.03.20 10.03.20 11.03.20 12.03.20 16.03.20 17.03.20 18.03.20 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 Распознавание лица и числа глаголов. Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. Правописание частицы не с глаголами. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения. Контрольныйдиктант по теме «I и II спряжения глаголов». Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тестовая работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Изложение повествовательного текста по упр.253. Правописании глагольных форм. Распознавание морфологических признаков глагола. ПОВТОРЕНИЕ(12ч.) Повторение по теме «Язык и речь». Повторение по теме «Текст. Виды текстов». Повторение по теме «Предложение и словосочетание». Повторение по теме «Предложение и словосочетание». Контрольныйдиктант по теме «Предложение и словосочетание». Повторение по теме «Лексическое значение слова». Повторение по теме «Лексическое значение слова». Повторение по теме «Состав слова». Повторение по теме «Состав слова». Повторение по теме «Части речи». 19.03.20 30.03.20 31.03.20 01.04.20 02.04.20 06.04.20 07.04.20 08.04.20 09.04.20 13.04.20 14.04.20 15.04.20 16.04.20 20.04.20 21.04.20 22.04.20 23.04.20 27.04.20 28.04.20 29.04.20 30.04.20 06.05.20 07.05.20 12.05.20 13.05.20 14.05.20 18.05.20 19.05.20 20.05.20 21.05.20