копия_РП_русский язык_3кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса разработана на
основе авторской программы по русскому языку авторов В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,
М. В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. Программа для общеобразовательных
учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.в соответствии с
нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Марьевской СОШ на 20192020 учебный год;
- Календарным учебным графиком МБОУ Марьевской СОШ на 2019-2020 учебный год.
Цели и задачи
Цели:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка
в соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку,
чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать
познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета
направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как
совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих
реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,
лексической,
словообразовательной
и
грамматической
(морфологической
и
синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а
также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение
морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования
символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение
языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей
словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических
структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает
формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по
языку, что создаст действенную основу для обучения школьников, созданию текстов по
образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текстописание, текст-рассуждение) и жанра, с учётом замысла адресата и ситуации общения,
соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и
самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся
нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться
предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и
структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают
нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о
лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию
материальной природы языкового знака (слова, как единства звучания и значения);
осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного
богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением
выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать
собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития
личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических
представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и
графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности:
аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических
понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников
развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных
действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования
универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и
значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить
орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять
орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),

сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и
речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи
как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные
с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать
с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема,
модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и
представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные
объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения,
сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность
позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия
для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную
информацию.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» изучается
на уровне начального общего
образования и в качестве обязательного предмета в 3 классе в общем объёме 136 часов (4
часа в неделю, 34 учебных недели). В связи с праздничными днями 24.02.20, 09.03.20,
04.05.19, 05.05.20, 11.05.20 в 2019-2020 учебном году учебный предмет «Русский язык» в
3 класс будет реализован за 131 час. Программа реализуется путём уплотнения материала
по разделам «Состав слова», «Части речи».
Наименование учебной литературы
1. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3
класс М.: Просвещение, 2018г.
2. Канакина В. П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных
работ.– М. : Просвещение, 2015г.
3. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных
работ. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2018г

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
 представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России;
 осознание своей этнической и национальной принадлежности;
 развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
 развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
 становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
 становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного
мотивов изучения русского языка;
 развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к
чтению и читательской деятельности;
 формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.);
 развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной
деятельности по языку;
 ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
 развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников;
сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
 понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков
окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические
нормы;
 .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в
общении речь;
 осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции
собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;




































развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные
возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,
сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне
урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным
ценностям.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения
учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и
словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для
решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном
материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и
неуспеха и способы преодоления трудностей;
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной
литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую
информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или
письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать
перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач
разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения
лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

































осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию,
обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по
самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий
при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы, формулировать их.
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на
задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы
«хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность
выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и
ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к
общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание
и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.

Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные
по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по
интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с
речевой ситуацией;
отличать предложения от словосочетаний;
находить словосочетания в предложениях;
различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые
двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.
характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова»,
«окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова
с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова;







































различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени
существительного и прилагательного);
подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом
самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов;
различать однокоренные слова и слова, близкие по значению;
различать слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит
и пишется одинаково;
объяснять различие в значении многозначных слов;
различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов
и изменению
формы данного слова при решении орфографических задач;
применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания
слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях.
Определять характер затруднений:
в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне,
приставке или суффиксе);
в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
в правописании суффиксов –ик, -ек;
в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
в правописании слов с двойными согласными;
в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
в правописании слов с приставками и существительных с предлогами ;
при переносе слов .
находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных
падежей) в тексте;
определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно
обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и
неодушевлённые;
определять число и род имён существительных;
изменять существительные по числам;
различать мягкий знак – показатель мягкости и мягкий знак – показатель рода имени
существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и
основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
ставить существительные в начальную форму;
изменять форму имён существительных в контексте.
по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с
именами существительными;
определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с
которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
разбирать имена прилагательные по составу.
характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим
(морфологическим) признакам;
































определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте,
среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие;
различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?
Обучающиеся получат возможность научиться:
разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор
предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое,
второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение
логического ударения в нём;
использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений;
выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;
различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять
предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
использовать различные части речи как члены предложения;
использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и
эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова,
опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами;
выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении
предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем,
использовать сложные слова;
составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или
противоположных по смыслу;
составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов
(объясняя их значения);
составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;
используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить
информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание;
формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с
поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл
задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего
начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить
задание .
изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
ставить падежные вопросы к имени существительному;
различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым
существительным;
определять падеж имён существительных;
различать в предложении существительные в форме именительного и винительного
падежей;
делать морфологический разбор имён существительных;
подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению
существительными;
осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в
соответствии с речевой ситуацией ;
использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с
речевой ситуацией;
употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён
существительных .
изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);


















определять род, число и падеж прилагательных в сочетании с именами
существительными;
проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных
вопросов прилагательных);
делать морфологический разбор имени прилагательного;
различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко,
горячее солнце);
употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён
прилагательных;
составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой
ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и
прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
устанавливать (называть) начальную форму глагола;
разбирать глаголы в неопределённой форме по составу;
разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания;
определять форму числа, лица и времени глагола;
изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?)
возможные для данного глагола формы времени;
грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить
глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости
от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу.

Критерии оценивания
Контрольный диктант
Диктант оценивается отметкой – за грамотность (за соблюдение орфографических и
пунктуационных норм).
Текст контрольного диктанта должен включать: орфограммы, изучаемые в теме; основные
изученные ранее орфограммы; известные учащимся знаки препинания (точка,
восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения, запятая в предложениях
с однородными членами в 4 классе).
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в
тексте контрольного диктанта:
класс

количество слов количество
в диктанте
орфограмм

2

30-50

4-5

пунктуация
в
предложениях
с
однородными членами
-

3
4

50-70
70-90

6-7
9-10

не более 3

Диктант оценивается с учетом количества допущенных орфографических /
пунктуационных ошибок.
Отметка «5» ставится, если набрано 100-89 %. Диапазон ошибок: 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая
ошибка), 1/1 (неточность, если отсутствует знак препинания в конце предложения, но
следующее предложение написано с большой буквы).
Отметка «4» ставится, если набрано 90-69 % Диапазон ошибок: 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/0,
3/1 (если ошибки однотипные).

Отметка «3» ставится, если набрано 70-50 %. Диапазон ошибок: 3/0, 3/1, 3/2, 4/1, 4/2,
5/0,5/1, 5/2.
Отметка «2» ставится, если набрано менее 50 % Диапазон ошибок: более 5
орфографических/более 3 пунктуационных.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное
написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении;
• отсутствие «красной» строки.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер
ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки
на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их
выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных
орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь
слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются
на доске.
Грамматическое задание.
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и
контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов
работы.
Отметки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на
5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Отметки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
Словарный диктант
Отметки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
Тест
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня
сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных
ситуациях.
Отметки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Критерии оценки работ творческого характера
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по
картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы
носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в
классный журнал не заносится.
Во 3 классе за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за
содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год. Оценки за
контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и
грамматику
Нормы оценки работ творческого характера.
За содержание:
Отметка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского
текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических
ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной
речевой неточности.
Отметка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому
тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в
последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности.
Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.
Отметка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста
(изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех
предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов
речи в содержании и построении текста.

Отметка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от
авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение
последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность
словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в
содержании и построении текста.
За грамотность:
Отметка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо однодва исправления.
Отметка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно –
два исправления.
Отметка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно –два
исправления.
Отметка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, тричетыре исправления.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с
сочинения.

Изложение
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать
и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение
организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 3 класса, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно
увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2
исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений,
беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок,
допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2
исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–
6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,

отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Проект
Отметка «5». Правильно сформулировано название проекта, устно представлено
содержание проекта в 3-5 предложениях без ошибок, даны правильные и четкие ответы на
дополнительный вопрос учителя, сформулирован вывод о проделанной работе.
Отметка «4». Правильно сформулировано название проекта, при устном представлении
содержания проекта в 3-4 предложениях допущено незначительное количество ошибок,
при ответе на дополнительный вопрос учителя допущено 1-2 ошибки, вывод о
проделанной работе сформулирован не достаточно четко.
Отметка «3». Неверно сформулировано название проекта, при устном представлении
содержания проекта в 3-4 предложениях допущено 3-5 ошибок, при ответе на
дополнительный вопрос учителя допущено 1-2 ошибки, вывод о проделанной работе
сформулирован не достаточно четко.
Отметка «2». Неправильно сформулировано название проекта, при устном представлении
содержания проекта в 1-2 предложениях допущено более 6 ошибок, дан неверный ответ
на дополнительный вопрос учителя, не сформулирован вывод о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Язык и речь (1 час)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (13 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная
мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь
слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Слово в языке и речи (18 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление).
Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных
лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли.
Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как
часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с
безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные
звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости
согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с
изученными
орфограммами.
Перенос
слов.
Состав слова (14 часов)
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке,
суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и
образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы
одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова.
Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под(подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Правописание частей слова (20 часов)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных
звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и
особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова
(сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в
корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег —
бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях
слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова
(сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Части речи (60 часов)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,
местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы,
роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена
существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах
существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в
родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в
единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен
существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен
существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые
употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во
множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее
значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и
противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов.
Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами
существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол
как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы
совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов
по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в
прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные
по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения
мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном
значении.
Повторение (5 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных,

безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя
существительное, имя прилагательное, глагол.

№
урока
1
2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Язык и речь (1 часа)
Наша речь. Виды речи. Знакомство с учебником «Русский язык».
Текст, предложение, словосочетание (13часов)
Текст. Типы текстов. Составление текста по рисунку.
Предложение. Что такое предложение.
Виды предложений по цели высказывания.

Дата
план
факт
02.09
03.09
04.09
05.09

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Предложение. Виды предложений по интонации.
Предложение. Что такое обращение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Диктант по теме «Предложение»
Распространенные и нераспространенные предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в
разборе предложений по членам предложения.
Простое и сложное предложение. Упражнение в различении
сложного и простого предложения.
Простое и сложное предложение.Союзы в сложном предложении.
Составление сложных предложений из двух простых.
Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание?
Сочинение по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети,
бегущие от грозы».
Слово в языке и речи (18 часов)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Синонимы и антонимы.
Что такое омонимы?
Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова?
Слово и словосочетание. Что такое фразеологизмы.
Диктант по теме «Слово в языке и речи».
Части речи. Имя существительное. Местоимение.
Части речи. Имя прилагательное. Глагол.
Части речи. Имя числительное.
Сочинение по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и
плоды».
Какие слова называются однокоренными.
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.
Диктант по теме «Слово в языке и речи»
Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки.
Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак.
Изложение по тексту упражнения № 129.
Разделительный мягкий знак.
Проект «Рассказ о слове»
Состав слова (14 часов)
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Корень слова. Сложные слова. Правописание сложных слов.
Формы слова. Что такое окончание.
Окончание слова.
Что такое приставка.
Значение приставок. Образование слов с помощью приставок.
Что такое суффикс.
Значение суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов.
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом
просторе».
Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

09.09
10.09
11.09
12.09
16.09
17.09

Основа слова. Разбор слова по составу.
Повторение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые
слова.
Диктант по теме «Обобщение знаний о составе слова».

20. 11
21. 11

18.09
19.09
23.09
24.09

25.09
26.09
30.09
01.10
02.10
03.10
07.10
08.10
09.10
10.10
14. 10
15. 10
16. 10
17. 10
21. 10
22. 10
23. 10
24. 10
28.10
29. 10
30. 10
31. 10
11. 11
12. 11
13. 11
14. 11
18. 11
19. 11

25. 11

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (20 часов)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в
значимых частях слов.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические
чередования в корне.
Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед
согласными в корне.
Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед
согласными в корне.
Тестовая работа по теме « Правописание слов с парными
согласными на конце слов и перед согласными в корне».
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Правописание слов с удвоенными согласными.
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Диктант по теме «Правописание частей слова»
Правописание слов с разделительным твердым знаком.
Изложение по тексту упражнения № 278.
Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком.
Проект «Составляем орфографический словарь»
Части речи (60 часов)
Части речи.
Имя существительное и его роль в речи.
Значение и употребление имен существительных в речи.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Изложение по тексту упражнения №21
Собственные и нарицательные имена существительные.
Проект по теме «Тайна имени».
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных.
Род имен существительных.
Имена существительные общего рода.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Изложение по тексту упражнения № 62 .
Диктант по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после
шипящих»
Изменение имен существительных по падежам.
Упражнение в склонении и в определении падежей имен
существительных
Несклоняемые имена существительные.
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушкаквакушка»
Именительный падеж имен существительных.
Родительный падеж имен существительных.

26. 11
27. 11
28.11
02.12
03.12
04.12
05.12
09.12
10.12
11.12
12.12
16.12
17.12
18.12
19.12
23.12
24.12
25.12
26.12
13.01
14.01
15.01
16.01
20.01
21.01
22.01
23.01
27.01
28.01
29.01
30.01
03.02
04.02
05.02
06.02
10.02
11.02
12.02
13.02
17.02
18.02

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131

Дательный падеж имен существительных.
Винительный падеж имен существительных.
Упражнение в распознавании изученных падежей имен
существительных.
Творительный падеж имен существительных.
Предложный падеж имен существительных.
Изложение по тексту упражнения № 101.
Повторение знаний о падежах имен существительных.
Диктант по теме «Имя существительное»
Проект по теме «Зимняя страничка»
Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень»
Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных.
Связь имен прилагательных с именами существительными.
Роль имен прилагательных в тексте.
Изменение имен прилагательных по родам.
Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Изменение имен прилагательных по числам.
Изменение имен прилагательных по падежам.
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Повторение знаний об имени прилагательном.
Проект «Имена прилагательные в загадках»
Местоимение. Личные местоимения.
Личные местоимения третьего лица.
Употреблением местоимений в тексте .
Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма.
Диктант по теме «Местоимение».
Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
Упражнение в определении лексического значения глагола.
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.
Глаголы в неопределенной форме.
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по числам.
Временные формы глагола.
Упражнение в определении времени глагола.
Изменение глаголов по временам.
Изложение по тексту упражнения № 213.

19.02
20.02
25.02

Род глаголов в прошедшем времени.
Контрольный диктант за курс русского языка в 3 класса.
Правописание частицы не с глаголами.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Повторение (5 часов)
Повторение по теме «Части речи».
Тестовая работа по теме «Части речи».
Повторение по теме «Предложение. Словосочетание»
Повторение по теме «Текст. Виды текстов».
Повторение по теме «Правописание частей слова».

06.05
07.05
12.05
13.05

26.02
27.02
02.03
03.03
04.03
05.03
10.03
11.03
12.03
16.03
17.03
18.03
19.03
30.03
31.03
01.04
02.04
06.04
07.04
08.04
09.04
13.04
14.04
15.04
16.04
20.04
21.04
22.04
23.04
27.04
28.04
29.04
30.04

14.05
18.05
19.05
20.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».